Профессиональная жизнь и формирование личности

Российский народ, как принято считать, более интуитивен и мистически настроен, чем западные народы. Западноевропейская ментальность более логична и рациональна. По этой причине люди Запада порой испытывают по отношению к России сильный комплекс превосходства: они считают, что «ценности сердца» интуиция, чувства бесполезны для прогресса цивилизации. В западном мире, где технологии, бизнес и закон становятся всё более и более значимыми, Россию считают чуть ли не бесполезной страной, в лучшем случае, не более чем потенциальным потребителем. По этой причине для многих западных европейцев Россия √ это онтологический чужак, который должен быть либо уничтожен, либо ассимилирован. Многие русские относятся к Западу с тем же высокомерием, считая, что западная рациональность, логика и эмпиризм несовместимы с христианством.

На самом деле, подлинное представление о России неотделимо от подлинного видения европейского христианства. Основатели Европейского Союза были глубоко верующими христианами и потому не относились к европейскому призванию России с пессимизмом. Один из них, Роберт Шуман, сказал: «Россия есть Европа». К несчастью, европейские политики конца XX столетия не разделяют этого видения. Большинство из них сморит на мир с точки зрения агностического гуманизма и, следовательно, не могут понять Россию.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕВРОПА?

Европа нашла для себя источник вдохновения в христианстве и древнем гуманизме Греции и Рима. К несчастью, в современной философии мы наблюдаем имманентизм и субъективизм √ отвергаются самые ценные открытия греческой философии, сама возможность познания трансцендентной реальности и объективной истины. Рациональный дух Запада перестал быть таковым, теперь он рационалистичен. Основной принцип римского понятия Права √ «то, что справедливо» √ отвергается современным законническим позитивизмом: Правом считаются декреты, принимаемые парламентом или правительством. Эмпиризм людей Запада превратился в позитивизм, чрезвычайно бедный, с точки зрения разума. Вот потрясающий пример отсутствия не только христианства, но и рациональности и справедливости в современной Европе: 17 марта 2000 г. Европарламент призвал государства — члены ЕС, как можно быстрее признать юридическую силу внебрачных форм сожительства, в том числе и сожительства гомосексуального. Парламент также призвал к взаимному признанию во всех странах ЕС браков гомосексуалистов (в некоторых странах ЕС гомосексуалисты обладают правом заключения между собой «юридического союза» или брака, с вытекающим из него правом усыновления детей).

ДОЛЖНА ЛИ РОССИЯ КОПИРОВАТЬ ЗАПАДНУЮ ЕВРОПУ?

Часть русских считает, что Россия должна учиться у Западной Европы, копировать её, в особенности, её модель светского общества. При этом они не замечают, что сами по себе демократия, права личности и рыночная экономика ничего не значат. В обществе должны быть поддерживающие их ценности, среди которых особенно важны уважение жизни и достоинства человеческой личности. К несчастью, на Западе демократия стала богом, fin en soi, самоцелью, которая, как кажется, не нуждается ни в каких ценностях, кроме самой себя, любимой. Но демократия без базовых ценностей фактически есть скрытая форма тоталитаризма. Прежде чем избирать «техническую» модель, в которой эти ценности могли бы воплотиться, они должны стать предметом серьёзного осмысления, широкой общественной дискуссии.

*** Русские, как и вообще все европейцы, призваны снова открыть для себя богатое наследие не только христианства, но и античного гуманизма. Они призваны открыть для себя значение слова «добродетель», любимого слова Платона, Аристотеля и св. Фомы Аквинского. В этом слове чудесным образом соединяются естественное и сверхъестественное. В этом слове √ ключ к восстановлению Европы.

1. ПРАВИЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ СЛОВА «ДОБРОДЕТЕЛЬ»

Почему в России «добродетель» и «благо» √ это «чисто религиозные термины», «поповские» термины? Почему в Российских Университетах обычно боятся этих слов, идущих не от христианства, но от античной философии? Мне кажется, этот страх √ горький плод не только коммунизма, но восточного дуализма.

На Западе многие люди думают, что требования, предъявляемые Евангелием к людям, душат человеческие способности (это точка зрения секуляризма). В России бытует мнение, что падшая природа человека представляет опасность для чистоты веры (это точка зрения религиозного дуализма). Говорят, что цель христианской жизни в том, чтобы преодолеть в себе человека и стать выше обыденных качеств, которые обладают те, кто не является христианами. О человеческих добродетелях никто не говорит. Добродетель мыслится только «духовной», т. е., воспринимается, как религиозный термин. На самом деле, естественные, человеческие добродетели представляются малоценными, слишком мирскими и средне-культурными только тем христианам, которые как-то не поняли суть христианской религии. Нужно «сознать божественность человеческой чести и честности», √ писал Николай Бердяев в главе «О святости и честности» своей книги «Судьба России» (1918). Природные человеческие добродетели составляют основу для добродетелей духовных. Сверх-природные добродетели, заключающие в себе благодать Божию, никак не являются добродетелями над-природными: благодать не действует вне природы. Человек не может быть «божественен», если в то же время он не достаточно человечен. Христианин должен знать, что духовные добродетели нуждаются в тех достоинствах, которые свойственны человеческой природе √ и поэтому являются общечеловеческими.

Добавить комментарий